Технический надзор за судами
Первичное техническое освидетельствованиеЕдиный на территории Российской Федерации порядок технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, поднадзорными ГИМС МЧС России, установлен соответствующими Правилами, утвержденными МЧС России и зарегистрированными в Минюсте России.

Технический надзор включает осуществление контроля за техническим состоянием судов в процессе их эксплуатации, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров, а также проверки судовых двигателей на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ.

Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допусти-ной мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Ежегодное техническое освидетельствованиеДля судов индивидуальной постройки (судов промышленной постройки, характеристики которых не соответствуют указанным в формуляре, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств. Результаты освидетельствования оформляются актом с заключением о годности судна к плаванию. Указанные в акте условия и нормы вносятся в судовой билет. Там же специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, которая заверяется подписью лица, проводившего освидетельствование, после чего судоводителю выдается технический талон. На прогулочные суда, которым установлены морские районы плавания О, I, II или III категории сложности, по результатам освидетельствования, кроме судового билета оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала эксплуатации судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. Проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие и соответствие оборудования (оснащения) установленной для судна норме, уточняются условия пользования. Суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом же году не представляются. Ежегодное освидетельствование проводится как по месту регистрации, так и по месту базирования (стоянки) судна с предъявлением судового билета, но, как правило, на пункте технического осмотра, на плаву. Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения ежегодного освидетельствования доводятся до сведения судовладельцев и владельцев баз (сооружений) для стоянок этих судов. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - крена, дифферента или подъема судна на берег.

Оценка технического состояния судна устанавливается отдельно по: корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию; мореходным качествам (для судов индивидуальной постройки). Для определения годности судна к плаванию предусматриваются три оценки его технического состояния: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Оценка в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов. При получении оценки «годное» судовладельцу выдается технический талон, в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании. Суда, получившие оценку «ограниченно годное», допускаются к плаванию с ограничениями. При этом составляется акт технического освидетельствования, где указываются установленные ограничения. Ограничения вносятся в судовой билет, а для используемых в целях мореплавания прогулочных судов, которым установлены морские районы плавания О, I, II и III категорий сложности, эти сведения вносятся и в свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию, после чего делается отметка о техническом освидетельствовании в судовом билете и выдается технический талон. На судно, получившее оценку «запрещенное к пользованию», составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

Технические осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также в иных случаях по просьбе судовладельца. Результаты осмотра оформляются в двух экземплярах на бланке акта технического освидетельствования, который заполняется в части, касающейся результатов осмотра. Один экземпляр акта передается судовладельцу. Пользование маломерными судами запрещается при наличии следующих технических неисправностей:

По корпусу:

имеются свищи, пробоины набора и обшивки;
отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.
По рулевому устройству:

не обеспечивается полный угол (35°) перекладки руля на борт или затруднено вращение рулевого штурвала;
повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;
отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).
По двигателю, подвесному мотору:

топливо подтекает из системы питания;
имеется значительная вибрация;
отсутствует или неисправен глушитель;
повреждена система дистанционного управления двигателем;
не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях «вперед», «назад», «нейтрально» (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям.

Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете. О запрещении пользования делается запись в судовом билете в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения».